Муниципальная инновационная площадка
«Развитие ценностно-смысловой сферы личности ребёнка в образовательном пространстве ДОО.
ДОБРОВЕД: Добро, Вежливость, Дружба»
Актуальность проекта «Развитие ценностно-смысловой сферы личности ребёнка в образовательном пространстве ДОО. ДОБРОВЕД: Добро, Вежливость, Дружба» продиктована потребностью современного российского общества в воспитании подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения к основным жизненным ценностям других народов, взаимопонимания, солидарности.
Формирование ценностно-смысловых ориентиров детей, подростков и молодежи является одной из ключевых задач специалистов систем образования и социального обслуживания. Ценностные ориентации – это основа личности, важнейший регулятор её поведения. Государственная политика РФ на законодательном уровне утверждает приоритет традиционных ценностей и ориентирована на возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в общественных и семейных отношениях.
Основным содержанием и сущностью процессов образования и воспитания является становление подлинного субъекта познания и практической деятельности, развитие его целостного внутреннего мира как особого духовного микрокосмоса и источника творческой активности в ее разнообразных формах и сферах, стремление человека найти опору собственному бытию и идентифицировать себя в социокультурном контексте, выбрать духовно-нравственные детерминанты того или иного стиля жизни. Однако процесс духовно-нравственного и ценностно-ориентированного воспитания детей, подростков и молодежи в настоящее время затруднен существованием целого ряда противоречий, в частности, между:
- высшими вечными ценностями человеческого бытия (честность, любовь, порядочность, добросердечность, бескорыстие, забота, искренность и так далее) и их антиподами (агрессия, насилие, обман), порождаемыми искаженными «рыночными» отношениями в обществе;
- изначальным назначением семьи как основного источника духовно-нравственного здоровья детей и скрытым или явным неблагополучием большинства современных семей, связанным с их нестабильностью и нездоровьем общества;
- потребностью личности в духовном и нравственном развитии и состоянием процесса воспитания в современных образовательных организациях;
- декларируемой в нормативных документах важностью воспитания нравственности в образовательных организациях и недооценкой его значимости на деле.
Данная «проблема» не обошла стороной и наше дошкольное образовательное учреждение. Каждый раз с появлением в детском коллективе ребенка с особенностями в развитии, мы сталкиваемся с тем, что родительская общественность не готова принять этого ребенка. Нетерпимость родительской общественности ведет только к встречной нетерпимости. Она заставляет своих жертв искать формы отмщения. Подобное отношение взрослых пагубно сказывается и на отношении детей к «особенному ребёнку», превращая его в изгоя. Педагоги, в свою очередь, в погоне за инновационными технологиями и STEM-образованием, забыли о значимости духовно-нравственного воспитания детей и не способны разорвать этот «замкнутый круг».
Из чего можно заключить, что в настоящее время имеет большое значение осознание важности развития ценностно-смысловой сферы личности ребёнка в образовательном пространстве не только школы, но и ДОО. Так как формирование ценностно-смысловой сферы личности происходит поэтапно и при всем индивидуальном своеобразии данного процесса подчиняется универсальным закономерностям, которые обусловлены логикой онтогенетического развития и социализации личности.
Цель инновационной деятельности — создание модели образовательного процесса и взаимодействия детей и взрослых, основанного на принципах ценностно-смыслового подхода.
Основные задачи:
- Создать нормативно-правовую и программно-методическую базу, регламентирующую инновационную деятельность дошкольного образовательного учреждения.
- Разработать структуру внедрения модели формирования нравственно-этических норм и представлений у детей раннего и дошкольного возраста в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
- Разработать систему морального и материального стимулирования участия педагогического коллектива в реализации Проекта.
- Создать условия для профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения в сфере духовно-нравственного воспитания личности ребенка в соответствии с требованиями характеристики современного воспитательного идеала (личности гражданина России).
- Обеспечить условия для индивидуального и совместного развития детей и взрослых, равноправные, партнерские взаимоотношения всех участников образовательного процесса за счет реализации технологии «Детский совет».
- Способствовать изменению ролевых функций родителей из позиции «участник» до позиции «инициатор» или «организатор».
- Создать волонтерский отряд «Добрые сердца» как новую форму обретения участниками Проекта духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности.
- Повысить эмоциональный комфорт детей и увеличить динамику детского развития.
- Сформировать у детей начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
- Развить способность детей эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
- Формировать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения в местном социуме.
- Систематизировать, практически применять и распространять накопленный опыт среди педагогов и родителей.
Своеобразие Проекта заключается в том, что педагогический коллектив МБДОУ № 14 г. Амурска выстраивает собственную систему воспитательно-образовательной работы по формированию нравственно-этических норм и представлений у детей с учетом специфики деятельности учреждения и психолого-возрастных особенностей воспитанников.
В Проекте представлены различные формы работы со всеми участниками образовательного процесса:
- с педагогами и специалистами дошкольного учреждения — обучающий курс «Мы разные, но дружные»;
- с родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного учреждения — творческие встречи в родительском клубе «Дорогою Добра»;
- с детьми — формирование нравственно-этических норм и представлений и выполнение творческих заданий (МИНИ-проектов) на основе тех видов продуктивной деятельности, в которых дети младшего и старшего дошкольного возрастов наиболее успешны;
- со всеми участниками образовательного проекта — реализация технологии «Детский совет» и создание модели взаимодействия детей и взрослых, основанного на принципах индивидуализации; волонтерский отряд «Добрые сердца».
Если направления: «Формирование нравственно-этических норм и представлений у детей», курсы профессионального роста для педагогов «Мы разные, но дружные!» и родительский клуб «Дорогою Добра» являются относительно автономными, где взрослые и дети приобретают определенные знания и навыки, происходят «метаморфозы», то реализация технологии «Детский совет» и волонтерский отряд «Добрые сердца» являются связующим звеном, позволяющим на практике не только закрепить полученные знания и навыки, но и проявить себя всем участникам образовательного проекта.
В реализации Проекта могут быть использованы как традиционные (непосредственно образовательная деятельность), так и нетрадиционные формы работы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса (например, комплексные и интегрированные занятия, встречи родительского клуба «Дорогою добра», проектная деятельность, технологии «Детский совет» и «Дети-волонтеры», творческие конкурсы и викторины и т. п.). Однако приоритет отдается все-таки нетрадиционным формам работы. Это связано с тем, что сам Проект позволяет гибко выстраивать воспитательно-образовательный процесс без ущерба для усвоения детьми основной образовательной программы дошкольного учреждения. Гибкость достигается путем синтеза различных видов деятельности при активной реализации творческого и познавательного потенциала педагогов, родителей и детей.
В основе формирования нравственно-этических норм и представлений у детей раннего и дошкольного возраста лежит использование сказочных историй и творческих заданий, позволяющих ребенку успешно усваивать такие непростые понятия, как толерантность, уважение, равенство, миролюбие. Как известно, сказочные истории, соответствующие целям воспитания и возрастным особенностям детей, оказывают глубокое влияние на развитие не только отдельных психических процессов у ребенка, но и детской личности в целом. Использование сказочных сюжетов в организации непосредственно образовательной деятельности играет важнейшую роль в формировании нового вида внутренней психической активности ребенка — умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Ребенок пытается вмешаться в события, погрузиться внутрь изображаемых обстоятельств, принять сторону того или иного героя, стремится к реализации целей положительных персонажей не только мысленно, но и действенно. Неотъемлемой частью работы над сказочной историей является выполнение МИНИ-проектов (творческих заданий к каждой истории, основанных на различных видах детской продуктивной деятельности).
Технология «Детский совет» объединит детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть будет предусматривать полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса. Технология «Детский совет» даст возможность развивать познавательную инициативу детей, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО. «Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок будет учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.
Волонтёрский отряд дошколят «Добрые сердца». Волонтёрское движение в нашем дошкольном учреждении уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. А в основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать». Так педагогический коллектив принял решение продолжить волонтерское движение в ДОУ и включить его в образовательный проект «Развитие ценностно-смысловой сферы личности ребёнка в образовательном пространстве ДОО. ДОБРОВЕД: Добро, Вежливость, Дружба».
Родительский клуб «Дорогою Добра». Конечно же, основные участники воспитательно-образовательного процесса по формированию установок толерантного отношения к миру — это дети. Но они вовлекаются в Проект только на этапе, когда взрослые (педагоги и родители) уже начали совместную деятельность. Очень важно, чтобы такая этапность была соблюдена, поскольку всё, что дети будут осваивать в ходе формирования нравственно-этических норм и представлений, должно по мере возможности закрепляться и поддерживаться в условиях семьи. В Проекте предлагаются различные формы работы с родителями. Одной из наиболее эффективных и интересных можно назвать творческие встречи в клубе «Дорогою Добра». Творческие встречи — это мероприятия, направленные на вовлечение и активное участие родителей в процессе формирования у детей установок позитивного общения со сверстниками и взрослыми. Родительский клуб может стать приятной составляющей традиционных родительских собраний.
Подробнее с материалами проекта можно ознакомиться на сайте: https://sites.google.com/view/dobrovet